Атомный ледокол "Арктика" СССР

Атомный ледокол «Арктика», СССР

Советский Союз был единственной в мире державой имевшей атомные ледоколы – это приоритетное достижение СССР. По наследству это богатство досталось современной России.

Ледокол "Арктика" 1972 СССР
Ледокол «Арктика», СССР

Атомный ледокол «Арктика» — это второй, после ледокола «Ленин» советский атомный ледокол.
Это был головной корабль серии проекта 1052, заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе, Ленинград. Спущен на воду 26 декабря 1972 года, ходовые испытания завершил 17 декабря 1974 года. 25 апреля 1975 года на нем поднят государственный флаг, и он был принят в эксплуатацию. С 1982 по 1986 годы носил имя «Леонид Брежнев».

Характеристики арктических ледоколов
Характеристики арктических ледоколов

С 9 по 22 августа 1977 года — экспедиция ледокола «Арктика» к Северному полюсу (снова приоритетное достижение СССР). В 2008 году на ледоколе была остановлен ядерный реактор, в 2011 году судно поставлено в отстой, для утилизации. Атомный ледокол «Арктика» исключен из Регистровой книги судов 31 июля 2012 года.

В программе партии «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы» значилось: пополнить морской флот мощными ледоколами.

Всего ледоколов типа «Арктика» (проекты 10520 и 1521) построено 6 кораблей. Последний «50 лет Победы» заложен в 1989 году, а спущен на воду, достроен и введен в строй уже в Российской Федерации. Из них в эксплуатации всего 2 ледокола, остальные ожидают разборки на металлолом…

Характеристики ледокола «Арктика»:

Длина — 136 метров
Ширина — 28 метров
Высота борта до верхней палубы — 17,2 метра
Осадка — 11 метров
Водоизмещение (наибольшее) — 23 460 тонн
Мощность атомной энергетической установки — 75 000 л.с.
Удельный упор — 17,1 тс/м
Максимальная скорость хода — 21 узел

(удельный упор — величина упора гребных винтов на швартовых, приходящаяся на 1 м ширины ледокола по конструктивной ватерлинии: это основная характеристика ледокола, определяющая его ледокольные качества: наибольшую толщину неподвижного ледяного поля, в котором ледокол может продвигаться непрерывно со скоростью 1,5-2 узла).

Схема энергетической установки ледокола

Схема энергетической установки и расположение ее основных агрегатов: 1 — дифферентная цистерна; 2 — отделения гребных электродвигателей; 3 — кормовая электростанция; 4 — помещение атомной паропроизводительной установки; 5 — отделение главных турбогенераторов; 6 — отделение вспомогательных механизмов; 7 — гребные винты; 8 — средний электродвигатель; 9 — бортовые электродвигатели; 10 — электрощит; 11 — электрогенераторы; 12 — турбина; 13 — насосы; 14 — парогенератор; 15 — стабилизатор давления; 16 — атомный реактор.

"Арктика" у достроечной стенки
«Арктика» у достроечной стенки

Михаил Дмитриенко
2019 г.

4 комментария

  1. Мой дядька работал на заводе инженером, где этот ледокол делали. Много интересного рассказывал. Сперва все ругал, вроде как — то плохо было, это плохо было. А в 90-х годах начал говорить все наоборот — раньше все правильно было, а теперь бардак.

  2. Ну, эти ледоколы выработали свой срок службы в три витка! Реактор не вечен, корпус судна — ведь на него приходится очень большая нагрузка. Ледокол «Ленин» тот вообще раза в четыре перекрыл расчетный срок эксплуатации.

    Да и новые более эффективные конструкции шли… дело затормозил Горбачев со своей пререстройкой, а Ельцин со своей прихвотизацией все добил. Сегодня при Путине ситуация на 3% улучшилась, хотя их выставлят за все 30% а иные и за 300%…

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *