Красные казаки

Современное казачество — есть или бред?

На тему о современных казаках написано немало статей, я тоже внесу «свои 5 копеек», на правах так сказать прямого потомка Семирченских и Забайкальских казаков.

В 60-70-80 годы понятие «казаки» были исключительно исторически-литературным, хотя и были различные фольклорные объединения, типа Кубанского казачьего хора, такого сословия не существовало.

Еще до распада СССР в 1991 году, в стране начали появляться какие-то организации похожие на казачество, а после 91-го хлынул поток — начали создаваться «казачьи округа», «войска», «атаманы» и всякое такое прочее. СМИ и книжные полки (позже интернет страницы) наводнили всевозможные материалы о казачестве, на одну добросовестную книжку или статью, иногда приходилось по сотне-другой откровенного мифотворчества, далекого от Истории и даже от здравого смысла.

Ряженый казак, Россия

Шились и шьются кипы казачьей и псевдоказачьей униформы, где-то этим занимаются сами энтузиасты, а где-то это поставлено на профессиональную основу — бизнес… Также куются настоящие и декоративные шашки, кинжалы, чеканятся никому не ведомые ордена и медали…  шьются флаги и знамена, которых История не ведала… сочиняются некие уставы и обряды… Отдельные кучки новых казаков сбиваются в большие организации, главы которых уже требуют особого к себе отношения, претендуют на политические роли — желают власти и преференций.

Тесно сотрудничая с так же «внезапно возродившейся» Православной церковью, современное казачество должно представлять из себя нечто — разберемся, представляет или нет? Легитимно или нет это движение?

Я не буду вдаваться в подробности Истории государства Российского, не буду долго и нудно повторять то, что не раз описано историками.

Казачество возникло давно, причины возникновения — уход русского населения из-под юрисдикции государства. Это были беглые крестьяне, всевозможные, как сейчас бы сказали «оппозиционеры» из простонародья, да и просто лихие люди — разбойники, которых в государстве ждала виселица. Так зародилось казачество. Вольница. Без князей и царей, без аристократов и попов. Выработалась своя демократия, выборность, права и обязанности.

Рано или поздно такие казачьи вольницы должны были вступать в конфликт с официальным русским государством. Что и случалось. Уже во времена Ивана Грозного казачество начало терять свою независимость. И оно потеряло ее во времена Петра I — Екатерины II. По сути казачество уже перестало быть тем, чем являлось. Оно стало полностью подконтрольным государству, из оппозиции оно превратилось в верного слугу царским властям. И на этом можно было бы ставить точку. Но, власть умеет извлекать из всего выгоду. Казачество стало одним из эффективных инструментов государственной политики Российской Империи — будь то захват или присоединение новых земель, будь то подавление недовольной «черни». Казаки ревностно исполняли приказы свыше.

Катастрофическая русско-японская война и страшная, совершенно не нужная России Первая мировая война, всколыхнули общество, в том числе и казачество, еще сохранившее и мятежность и обостренные социально-политические чувства. Казачество спокойно приняло отречение Николя II, Февральскую революцию, дружно отказалось воевать и подавлять большевистскую революцию. Казак спокойно смотрел, как летели имперские орлы на землю, так же спокойно смотрел, как летели кресты и колокола с церквей. Казаки были за Советскую власть, и лишь позже, когда большевики совершили ряд серьезных ошибок и просчетов в отношении казачества, появился лозунг «За Советы, но без коммунистов».

Это сегодняшние апологеты монархизма, православия и квасного патриотизма кричат о «кучке большевистских агентов Германии», и о казаках, которые остались верны «Вере, Царю и Отечеству», а тогда… казачество раскололось, как и все общество. Раскол везде был разным: на Дону доля красных и белых казаков была 50х50, на Кубани больше нейтралов, в Сибири и на Дальнем Востоке большинство склонялось к красным. Как писал позднее атаман Анненков — «до 80% семиреченских казаков были заражены большевизмом»… На это же постоянно жаловался и атаман Дутов, как и все прочие атаманы. Как бы там не было, но этих двух атаманов в Семиречье народ долгие годы называл палачами и их именами пугали детей…

Казаки предатели на службе в вермахтеПоследний взлет казачества произошел во времена Великой Отечественной войны. Красные казаки, в лице добровольческих Донских и Кубанский кавалерийских полков и дивизий, доблестно дошли до Берлина. А эмигрировавшие белоказаки — именно те, которых ныне превозносят нью-казаки, закончили свои дни в позорной роли предателей, или как сейчас любят говорить — коллаборационистов. Многие из которых заслуженно получили петлю.

Кавалерия изжила себя, а с нею изжило себя и казачество. Нет, конечно, эти две вещи не взаимосвязаны, просто казачество еще с царских времен стало особым родом войск, привилегированной частью. Новое время с идеей всеобщего равенства, с новой военной организацией, не оставило казакам шансов и дальше существовать казаками: иметь большие и плодородные земельные наделы, иметь различные льготы и чуть-что вскакивать в седло и с шашкой наголо кидаться в бой. Казаки стали обычными гражданами страны.

Что же изменилось после 1991 года, что могло вызвать такой подъем и возрождение казачества? Ничего, что имело бы отношение к казачеству.

Ряженные казаки России, погоны, ордена и медали

Появилась возможность некоторым особо активным людям, с лидерскими способностями, создавать партии, движения, строить бизнес или крышевать этот бизнес, или вообще — придумывать религии, создавать секты и объявлять себя живым богом… Точно так же началось и это «возрождение» казачества.

Еще царская власть активно создавала искусственных «казаков» — куда записывали всех подряд, в том числе не славян, и лиц не православной веры. Нужно было пушечное мясо. Сегодня происходит точно то же самое — в казаки записывают всех подряд. Власть это поощряет, ей выгоден и раскол общества и эти ряженные в роли потенциальных жандармов.

Можно ли сказать, что в России больше нет настоящих казаков? Однозначно — их нет. Даже в таких исконно казачьих краях, как Дон или Кубань — все 100% ряженные.

Но есть фольклорные коллективы. Вот это единственное, что осталось настоящего от казачества — танцы, песни, шоу на праздниках — джигитовка, размахивание шашками и тому подобное.

Михаил Дмитриенко, no-News.ru
2019 г.

5 комментариев

  1. Был такой атаман Краснов, которого многие нынешние казаки пытаются реабилитировать, да и не одни казаки. Они всегда выставляют себя патриотами России, но помалкивают, о делах этого атамана-предателя. Вот что Краснов заявил в 1942 году:

    «Казаки ! Помните, вы не русские, вы, казаки , самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков , давно их эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, казаки , можем создать свою, независимую от Москвы жизнь»

  2. Это вообще кто такие? У меня прадед казак был и у него шашка висела, наградная — еще с русско-японской. А потом портсигар наградной, серебряный за Халхин-Гол. А во время войны погиб.

  3. Революции 17-года на Дону зажиточных казаков было 23,8%, середняков 51%, а бедняков 25%. Из иногородних (как сегодня сказали бы — понаехавших тут, хотя иногородние могли жить и 10 и 50 лет, и больше и не влиться в казачье сословие), почти 50% не имели ни земли ни посевов, 56,4% не имели своего скота. На каждую мужскую душу у иногородних приходилось всего 0,06 десятины земель — либо своей, чаще арендованной у казаков-богатеев. Иногородние просто батрачили.

    Так, что когда нынешние болтуны кричат, что весь Дон-батюшка встал против большевиков — пусть не врут. Социальное расслоение было крайне острым. Иногородние почти в полном составе приняли Советскую власть и большевиков.
    А казаки возвращающиеся с фронта в 17-18 году были уже не те… Об этом писали и Краснов и Деникин, генерал Алексеев вообще считал, что почти все казачьи полки вернувшиеся на Дон с фронта, поголовно заражены идеями большевизма.

  4. Все эти ряженные казаки и ряженные попы — все это фальшь, власть их поддерживает, чтобы сохранять раскол в народе.

Добавить комментарий для Коча Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *